IRCITY
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Иркутске

Погода+2°

переменная облачность, без осадков

ощущается как 0

1 м/c,

сев.

711мм 64%
Подробнее
USD 93,29
EUR 99,56
Город мнение Когда твой друг — иностранный агент

Когда твой друг — иностранный агент

Минюст 29 сентября признал иркутского политолога Алексей Петров инагентом. Я всё думаю: чёрт побери, как же это тупо и бессмысленно.

Минюст России 29 сентября включил иркутского историка и политолога Алексея Петрова в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента. Прикинув все за и против, Петров заявил, что готов обжаловать это решение и продолжит делать свои крутые просветительские проекты. Для свидетелей этой истории непереводимая игра слов, ударившая в голову утром 30 сентября, сменилась чем-то отдалённо похожим на успокоение, какое бывает, когда человек рядом с тобой оказывается сильнее тебя и не опускает руки. Вроде пока выдыхаем. Стискиваем зубы в подобие улыбки и машем ручкой в сторону Москвы.

Колонка впервые опубликована в субъективном разборе событий недели, который вышел на «ИрСити» 3 октября.

Я всё думаю: чёрт побери, как же это тупо и бессмысленно. Особенно, когда силишься представить, сколько студентов выучил Петров, сколько обычных горожан заинтересовал историей и водит теперь за собой по иркутским улицам, сколько наблюдателей научил быть честными и внимательными. И он делает всё это с какой-то удивительной, местами странной верой в то, что добро обязательно победит зло. И почему-то эту веру не может сломить вечная череда разочарований и подлостей.

Это ещё повезло, что мироздание не подкинуло мне людей, специально для которых словосочетание «иностранный агент» вытаскивает из пыльной подкорки коллективного сознания какую-то сумасшедшую ересь про шпиёнов и заговоры американских спецслужб. Если такое произошло, будьте добры, запихайте эту чушь обратно, утрамбуйте ногой и придавите сверху камнем из сказок про богатырей (это где «налево пойдёшь — коня потеряешь», а «направо — сам по зубам получишь»).

Для инагентов есть куча дурацких заморочек, которые предусмотрены заботливым законодателем. Ну, например, надо каждые полгода отчитываться о своей деятельности, в том числе как и куда ты тратишь деньги. А ещё везде и всюду говорить, что ты иностранный агент.

Можно, конечно, эту фразу высечь на лбу и быть своеобразным адептом Гарри Поттера, а можно, как Петров, найти более изящное решение — носить стильную чёрную футболку, на которой белым выведены все 24 слова, так жизненно необходимые закону.

За неисполнение этих требований предусмотрены штрафы, за повторное несоблюдение правил игры — до 5 лет лишения свободы.

У СМИ, которые цитируют иностранных агентов, жизнь тоже немного меняется. Некритично, несмертельно, но меняется. Теперь, когда мы будем цитировать Алексея Петрова в наших текстах, после заголовка мы будем немного «кричать». Но пусть это вас не пугает, воспринимайте это не как крик души, а как маркер жизни в условиях, когда до боли заботливое государство пытается защитить своих граждан от их самих.

Согласна, это странно смотрится. Особенно в текстах про «Исчезающий Иркутск», где мы стараемся нести добро и красоту в массы, прививать людям любовь к истории своего края, учить их видеть родное и «считывать себя» в каждом движении дерева или камня, а никак не отрабатываем заказ Госдепа развалить в России-матушке всю нашу политическую стабильность.

А ещё мы — российское СМИ, которое не получает денег из-за границы, которое платит в России налоги, которое работает в установленных российским законодательством рамках и стремится к справедливости и соблюдению прав граждан на территории России. Не в Зурумбии, а в России.

Мы помним, когда впервые эхо закона об иноагентах докатилось до нашей богоспасаемой, не обмазанной шоколадом Иркутской области. В 2015 году иностранным агентом была признана общественная организация «Байкальская экологическая волна». Началось судебное разбирательство, за «Волну» вступился тогдашний омбудсмен Валерий Лукин, но ничего не помогло — окончательный вердикт и штрафы. Жизнь общественников стала невыносимой и свелась к бесконечной отчётности и подготовкам к бесчисленным проверкам, поэтому в 2016 году БЭВ с 25-летней историей решили ликвидировать.

Петров — сильный и красивый человек. Достаточно просто постоять рядом с ним, чтобы получить удар в сердце и по мозгам — столько в нём энергии и заряда. Он везде и повсюду. Можно либо нервно курить в сторонке и завидовать неисчерпаемому жизнелюбию и заинтересованности Алексея Викторовича, а можно сесть на хвост этой комете и хоть как-то помочь свершиться очередному чуду. Поэтому я верю, что он выстоит, выдюжит, и вместе с ним выстоят и выдюжат все иркутяне.

Но меня не покидает мысль, что мы пока ещё до конца не осознали и не ощутили все возможные последствия. Всё только впереди. Надвигается, как снежная буря, и увернуться от неё не получится. И это страшное «завтра», когда «придут за тобой», рано или поздно может наступить.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем